Наша кнопка






Цусимский бой

На подходах к Корейскому проливу российская 2-я Тихоокеанская эскадра была обнаружена одним из японских разведчиков - вспомогательным крейсером «Синано-Мару», который в 2 час. 45 мин. был привлечён яркими огнями госпитальных судов «Орёл» и «Кострома». Уже в 4 час. 45 мин. (время везде приведено к принятому на русских кораблях) адмирал Того на борту «Микаса» в бухте Мозампо получил первую радиограмму «Синано-Мару», содержавшую место и примерный курс противника. Убедившись, что З.П. Рожественский направился в восточную часть Корейского пролива, называемого японцами Цусимским, X. Того в 6 час. 15 мин. вышел из Мозампо с 1 -м, 2-м и 4-м боевыми и всеми пятью отрядами истребителей.

Японская схема движения Второй Тихоокеанской эскаждры и Цусимского боя

Японская схема движения Второй Тихоокеанской эскадры и Цусимского боя.

После восхода солнца погода несколько прояснилась, но горизонт оставался во мгле, видимость не превышала 6-7 миль. Свежий юго-западный ветер силой 3-4 балла развёл волнение, которое тяжело переносили малые миноносцы, отправленные адмиралом Того в залив Ми-ура на острове Цусима до наступления ночи, и с флотом остался 21 истребитель против девяти русских. .Японский главнокомандующий, обходя Цусиму с севера, направился к острову Окиносима, где и рассчитывал встретить русскую эскадру. Далеко впереди главных сил на сближение с ней уже шли отдельные крейсера-разведчики, 3-й боевой отряд вице-адмирала Дева и 5-й боевой отряд вице-адмирала Катаока.

крейсер 3-го класса Идзуми

Первым из японских боевых кораблей в 40 милях от Цусимы с русской эскадрой сблизился на 60 кб крейсер 3-го класса «Идзуми». Это произошло вскоре после 6 час. утра, и З.П. Рожественскому стало ясно, что эскадра обнаружена.

Тем не менее, русский адмирал не отменил своего приказа о соблюдении радиомолчания, не позволив поставить помехи радиопереговорам противника, и японцы без труда овладели эфиром, стягивая свои силы. Уже с 9 час. 45 мин. эскадру на дистанции 65-70 кб сопровождал отряд вице-адмирала Катаока (броненосец «Тин-Эн», крейсера «Ицукусима», «Хасидате», «Мацусима» и «Акицусима»).

Вскоре после обнаружения этого отряда З.П. Рожественский решил перестроить эскадру из походного в боевой порядок, и во главе I и II броненосных отрядов 11-узловым ходом начал выдвигаться вперёд с целью принять в кильватер III броненосный отряд и отряд крейсеров. Около 11 час., когда перестроение ещё не было окончено, с левого борта к эскадре на 40 кб приблизился 3-й японский боевой отряд в составе крейсеров «Касаги», «Титосе», «Отова» и «Нийтака». Приняв случайный выстрел из 6" башни «Орла» за сигнал к открытию огня, «Ослябя», броненосцы III отряда и «Князь Суворов» обстреляли японские крейсера и заставили их поспешно отойти. Стрельба русских кораблей, безрезультатная, как и ответный огонь противника, была остановлена сигналом З.П. Рожественского «не бросать снарядов».

крейсер Мацусима

Командующий русской эскадрой, отказавшись от тактической разведки, не воспользовался и удобным случаем для атаки подставленных под его удар слабых отрядов противника. Он посчитал это «побочным предприятием», не желая «увлечься погоней в сторону возможного нахождения главных сил японского флота». Рискованное выдвижение вперёд японцами своих крейсерских сил, включавших и устаревшие тихоходные корабли, обошлось безнаказанным. В полдень, считая себя в центре Цусимского пролива и сохраняя 9-узловую скорость, русская эскадра повернула на курс норд-ост 23° - во Владивосток.

В 12 час. 20 мин. З.П. Рожественский попытался выстроить строй фронта из 12 броненосцев, но в самом начале манёвра отказался от его завершения: во мгле снова показались японские крейсера-разведчики. В результате сильнейший в эскадре I отряд броненосцев двумя последовательными поворотами выстроился в кильватерную колонну несколько впереди и в 12-15 кб правее колонны II, III и крейсерского отрядов.

Построение всех броненосцев в строй фронта угрожало опасностью быстрого охвата любого фланга противником, поэтому жалеть об отмене манёвра не приходится. Но и две кильватерные колонны, построенные «уступом вправо», имели смысл только при стремлении к раздельному маневрированию отрядов, основанному на достоверной информации о противнике. Такой информацией З.П. Рожественский не располагал, поэтому внезапное появление японских броненосцев могло привести к частичному поражению русской эскадры.

Наибольшую угрозу для эскадры, естественно, представляли 4 японских броненосца, объединённые с крейсерами «Ниссин» и «Кассуга» в I боевой отряд под личным командованием X. Того. Этот отряд не имел подавляющего превосходства над русским I отрядом. Логичным решением для З.П. Рожественского было присоединить пятый быстроходный броненосец «Ослябя» и атаковать броненосцы Того с выгодной для русских орудий дистанции (порядка 20-25 кб). Тяжёлое повреждение одного-двух линейных кораблей могло заставить японцев отказаться от продолжения боя. Однако русский командующий предпочёл пассивный образ действий, а об опасности частичного разгрома подумал только после того, как «Сисой Великий» в 13 час. 15 мин. сигналом доложил об обнаружении главных сил японского флота, пересекавших курс эскадры справа налево в дистанции около 60 кб.

Возможно, единственная фотография Цусимского сражения

Приказ №243 от 10-го мая 1905 года. Тихий океан.

Быть ежечасно готовыми к бою.

В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.

Если поврежден и не способен управляться "Суворов" флот должен следовать за "Александром", если поврежден и "Александр" - за "Бородино", за "Орлом".

При этом "Александр", "Бородино", "Орел" имеют руководствоваться сигналами "Суворова", пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам "Бедовому" и "Быстрому" быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к "Суворову", миноносцам "Буйному" и "Бравому" - к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам "Олегу" и "Светлане".

Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.

Вице-адмирал З.П.Рожественский

   Яндекс цитирования